Дата: 21.10.2019
Как будут развиваться BPM-системы: мнения российских экспертов
Разработчики систем управления бизнес-процессами продолжают следить за зарождающимися трендами, оценивать их потенциал для бизнеса в связке с BPMS и встраивать наиболее перспективные технологии в свои решения. Часть вендоров замечает, что внедрение всего комплекса различных продуктов как единой системы показывает интересные результаты, так как в этом случае технологии способны кратно усилить эффект друг друга. О будущем BPM-технологии рассказывает Ангелина Михина, руководитель направления BPM ГК «КОРУС Консалтинг».

«Задача современной BPMS – без проблем подключать к деятельности компании новые технологии. Именно поэтому внутри нашей компании когда-то появились отделы, которые занимаются AI, RPA и Smart Interfaces (голосовыми роботами и чат-ботами). В планах на ближайшее будущее – наращивать внутренние компетенции по интеграции новых технологий», – рассказывает Алексей Трефилов, директор ELMA.

Елена Истомина, директор департамента консалтинга, внедрения и сопровождения Directum, считает, что ключевыми возможностями в развитии систем будет появление средств интеллектуальной обработки, интеграции для выстраивания сквозных процессов, обеспечения юридической значимости контента, который рождается по ходу процесса.

Анна Кузнецова, руководитель практики BPM компании Naumen, член ассоциации ABPMP Russia, полагает, что в ближайшие годы будет происходить интеллектуализация различных процессов средствами RPA и машинного обучения, а также объединение нескольких систем в единый контур для решения задач одной группы процессов. Например, возможно слияние BPM, контактных центров, систем интеллектуализации и BI.

Активная интеграция BPM с другими цифровыми технологиями должна привести к появлению интегрированных цифровых платформ, которые будут предоставлять все эти сервисы как конструктор Lego, – так, чтобы можно было собирать из них бизнес-приложение без кодирования или с минимальным кодированием (low code), считает Олег Еленин, генеральный директор «Бизнес-Консоль».

«Вряд ли это будет монолитная супер-система (Suite) – микросервисная архитектура и контейнеризация считаются более прогрессивным. Но так или иначе, на горизонте пяти лет такие системы мы скорее всего увидим», - полагает он.

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн», одной из актуальных задач BPM-систем видит повышение их масштабируемости для обеспечения поддержки большого количества процессов: «При комплексном внедрении BPM-системы в крупной организации количество процессов может увеличиваться экспоненциально по мере роста охвата различных бизнес-процессов. Это могут быть миллионы экземпляров процессов. Задача платформы BPM - обеспечить плавное горизонтальное масштабирование для обеспечения подобного роста».

Помимо этого, президент «ДоксВижн» перечисляет и другие направления развития BPMS: повышение юзабилити систем как с точки зрения использования, так и настройки, и моделирования процессов; конвергенция систем управления процессами и системами групповой работы, кейс-менеджмента, средств управления задачами и инструментов корпоративной коммуникации.

Алексей Клочков, управляющий директор компании «Террасофт» считает, что в ближайшие годы ключевой будет концепция «everyone a developer», которая становится все более популярной во всем мире. Это значит, что сотрудники компании без навыков программирования смогут самостоятельно автоматизировать процессы и настраивать программные решения.

«Более того, мы видим будущее, в котором любая бизнес-идея может быть автоматизирована очень быстро, буквально за считанные минуты. Low-code платформы, инструменты для быстрой интеграции, готовые шаблоны и приложения – эти технологии не только дают возможность пользователям самим модифицировать системы и создавать новые решения, но и освобождают время разработчиков, позволяя им концентрироваться на более сложных творческих задачах», - отмечает он.

По мнению Ангелины Михиной, руководителя направления BPM ГК «КОРУС Консалтинг», в ближайшее время рынок во многом будет определять растущий интерес к автоматизации всего и исключения влияния человеческого фактора на регламентированные процессы.

«К примеру, это будет способствовать увеличению популярности решений process mining, пока еще новых для российского рынка. В прошлом году Gartner назвал process mining одной из стратегически важных технологий. Она позволяет автоматизировать описание процессов "as is" путем сбора и обработки данных, полученных напрямую из информационных систем компании. По сути, инструменты process mining могут анализировать бизнес-процессы в разных разрезах на предмет их эффективности – и выявлять те, которые больше других нуждаются в улучшениях и трансформации.

За счет этого компании могут снизить затраты на внедрение ИТ-инфраструктуры при одновременном повышении ее производительности. Process mining становится первым шагом на пути к комплексной и инновационной трансформации бизнеса при помощи технологий RPA, искусственного интеллекта или цифровых двойников предприятий», – рассказывает Ангелина Михина.

Анатолий Белайчук, BPM-евангелист в Comindware, говорит об актуальности не столько развития BPM-систем как самостоятельного класса ПО, сколько вхождения их в формирующийся новый класс систем «умной автоматизации» на правах одного из модулей наряду с RPA, искусственным интеллектом и чат-ботами и т.д.

«Название еще не определено – одни говорят о Digital Business Platform (DBP), другие о Digital Automation Platform (DAP), третьи об Intelligent Automation Platform. Различаются и подходы – кто-то видит платформу цифровизации как традиционный тесно интегрированный пакет (Suite), кто-то – как набор облачных сервисов вида "процесс как услуга", "бизнес-правила как услуга", объединенных микросервисной архитектурой. Но так или иначе, эти разработки уже активно ведутся, так что ближайшие годы мы увидим много новинок», – резюмирует BPM-евангелист в Comindware.